Всем, кто в беде. Интервью с Джамалой

О чем пела Джамала на Евровидении.

Джамала – с её неподражаемым голосом и мастерством – победительница! В будущем году европейский песенный конкурс – уже во второй раз – пройдёт в нашей стране. Увы, к делу опять пытаются приплести политику, но звезда настаивает – её песня о другом, пишут Елена Марченко и Марина Савченко в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года.

«Я очень хотела этой победы, — кажется, что вернувшаяся в Киев Джамала всё еще не верит в то, что произошло. – Возможно, это звучит дерзко с моей стороны, но это так. Когда я ехала в Стокгольм, я была уверена и всем говорила, что я еду за победой. Все улыбались, некоторые не верили, но в итоге у нас всё получилось. Хочу сказать спасибо всем, кто в меня верил.

— Помнишь, что чувствовала, когда стало известно, что ты — победитель?

— Я не могу описать эти эмоции словами. Сначала я поняла, что Австралия побеждает – и я уже не считала баллов жюри. Просто думала о том, что очень хочу победить, видела себя с этой наградой – и в голове не было других мыслей.

— В чем секрет песни 1944? Что знали европейцы о депортации крымских татар?

— До Евровидения я дала более сотни интервью и пресс-конференций. И каждый журналист, выходя после интервью, говорил мне спасибо. Далеко не все знали, что означают цифры 1944. Но они благодарили меня за музыку, за моё участие. Думаю, Европа меня услышала и поняла – ведь это песня не только о крымских татарах, эта песня обо всех, кто оказался в беде.

— Не боялась поднимать такую острую политическую и социальную тему?

— Моя песня была нужной. И месседж, который я посылала являлся своевременным. На открытии Евровидения участник группы АВВА сказал, что с каждым годом Евровидение превращается в легкомысленный конкурс, конкурс фриков. Но с другой стороны, это единственный конкурс со значительной аудиторией, который имеет возможность поднять действительно важные вопросы. Конкурс каждый год называют политическим, потому что если ты выходишь с флагом своей страны – это уже политика. Но это и возможность объединить страны музыкой.

— А ты о политической карьере не задумывалась?

— Мне всегда грустно, когда песни начинают ассоциироваться с политикой. Для меня песня – это музыкальное произведение, а там, где есть политика – нет чувств. В музыке только чувства могут рассказать очень много – не костюм, не аранжировка, не слова. Поэтому мне не по пути с политиками.

— Тебе приятно присуждённое звание народной артистки Украины?

— Мне приятно, конечно же, но и смешно. Я люблю Майкла Джексона и Уитни Хьюстон без всяких там званий и прочего. Мне кажется, что музыканты и артисты должны по-настоящему быть народными. Эта награда очень приятна, но для меня лично ничего не поменялось. Я осталась такой же, как и до звания.

— Не секрет, что российские СМИ сейчас выплеснули на тебя тонны негатива. Как относишься к этому?

— Я пытаюсь ничего такого о себе не читать. Краем уха слышала, что мне посвящают там целые передачи… У людей есть такая черта – они тяжело принимают поражение. Думаю, что это проявление слабости и не больше.

— А как ты прокомментируешь, что россияне дали тебе 10 баллов?

— Когда меня спрашивали, сколько я рассчитываю получить от России – я говорила:11 баллов. Я немного ошиблась… Просто я знаю, что люди, которые испытывали боль в прошлом, — они могут не понимать, о чём я пою, но они точно знают, что это про них.

— Твой номер тоже был необычным… Расскажи, как его создавали.

— У участника Евровидения два выбора при постановке номера – или делать номер самому и доказать организаторам, что всё будет круто, это ведь их эфир, их время. Или отдать это на усмотрение организаторов Евровидения.

Мы пошли первым путём, решили всё делать сами. У нас была глубокая драматическая история, а на конкурсе все-таки 43 участника, и если организаторы будут готовить номер для каждого, нам не смогут уделить достаточно внимания. Хотелось передать весь драматизм.

У организаторов есть технические требования. Перед подготовкой номера нам их прислали, также прислали чертежи сцены и зала, чтобы мы ориентировались при постановке номера. Оказалось, что сцена идеально подходит для нашего номера. Для того чтобы воплотить нашу идею в жизнь, нужен был световой туннель, точка с экраном на полу и дерево за ним. Сцена словно изначально была создана для нашего номера. Так что всё получилось.

Номер вышел лаконичным и атмосферным. Главное его предназначение было в том, чтобы подчеркнуть то, что несёт песня – здесь главное не перегнуть… Символы просто передавали боль, которая присутствует в моей песне.

— О чём ты сейчас мечтаешь, уже стоя на вершине?

— Я мечтаю о том, чтобы песни 1944 никогда не было – чтобы не было той страшной депортации, той трагедии, и эта песня так и осталась не написанной, а люди бы не страдали.

Цифра

3,123 тыс. грн обошлось участие Украины в конкурсе Евровидение в Стокгольме

________________________________

Дело времени

Сергей Жадан, украинский поэт и прозаик:

— Украинцам давно следует поучиться у татар их любви к своей земле и народу. И не важно, победила Джамала или нет. 

У татар нет никаких проблем с самоидентификацией. Это то, что у них всегда было и, надеюсь, останется. Мы, украинцы, более разрознены в своём осознании того, на какой земле живём

Ведь очевидно: у татар нет никаких проблем с самоидентификацией. Это то, что у них всегда было и, надеюсь, останется.

Мы, украинцы, более разрознены в своём осознании того, на какой земле живём. Почему война на Донбассе не изменила эту ситуацию кардинально? Думаю, это дело времени. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь мы придём к такому же осознанию своей значимости. Но было бы хорошо прийти к этому быстрее, а не тратить время, ресурсы, а главное — жизни наших соотечественников впустую. В то же время, я убеждён, хоть у украинцев с татарами разная история, но мы — один народ и одно общество. А вместе с нами и другие национальности — евреи, русские и все остальные.

_______________________________

Новая высота

Мустафа Джемилев, духовный лидер крымскотатарского народа:

«Тот факт, что Джамалу поддержало не только профессиональное жюри, но и зрители, говорит о важном: значит, люди предпочитают не только шлягеры, а вдумчивую музыку со смыслом.

В песне 1944 Европа услышала сразу о двух трагедиях крымскотатарского народа. О той, что случилась с нами при Сталине и о той, что происходит сейчас

Думаю, что в песне 1944 Европа услышала сразу о двух трагедиях крымскотатарского народа. О той, что случилась с нами при Сталине и о той, что происходит сейчас. 

Поэтому то, что песенный конкурс выиграла Джамала, — невероятное событие. Таких поводов для радости у нас в истории было немного. Теперь мне звонят отовсюду, даже из Китая, шлют поздравления. И мы все понимаем: эта песня поднимет проблему крымских татар на новую высоту. Особенно если учесть, в каком опасном и сложном положении мы оказались после оккупации Крыма. Да, песня Джамалы не о политике. Но её вклад в вопрос освобождения Крыма — уже бесспорный». 

***

Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.